КОЛОМЕНСКОЕ

Сады и парки в XVII веке

Царь Алексей Михайлович Романов (1629 – 1676)
Русский царь из дома Романовых, сын царя Михаила Федоровича от брака с Евдокией Лукьяновной Стрешневой. Вступил на престол 13 июля 1645 года в возрасте 16 лет. Алексей Михайлович на измайловской земле воплощал в жизнь идею образцового хозяйства. По его велению были заведены обширные поля и огороды, скотные, птичьи и пасечные дворы.


Царь Алексей Михайлович Романов

Москва, 1819
Бумага; гравюра пунктиром

Царь Федор Алексеевич Романов (1661 – 1682), сын Алексея Михайловича Романова и Марии Ильиничны Милославской. При нём прошла общая перепись населения, а в 1679 году было введено прямое подворное налогообложение, что повышало тяжесть податей. Зарождались и идеи более масштабных преобразований. Одним из достижений Федора Алексеевича стала реформа административного аппарата - громоздкой приказной системы, которая приобрела более стройный вид благодаря объединению смежных приказов.


Царь Федор III Алексеевич Романов

Москва, 1819
Бумага; гравюра пунктиром

Аналой в виде небольшого деревянного ящичка на ножках, так называемый книжный (с ручками по сторонам). Так как аналои являлись обязательным элементом церковного интерьера, то чаще всего их украшениями в XVII веке служила виноградная лоза с плодами и листьями, встречались композиции, состоящие из ваз, гибких стеблей с цветами, листьями, мелкими плодами.


Аналой «Библиотека»

Холмогоры
Конец XVII века
Дерево, металл; столярная работа, точение, роспись маслом, золочение

Барочная, пластически выразительная золоченая иконостасная резьба, появившаяся во второй половине XVII века, получила в России наименование «белорусская резь» или «флемская резьба». Основными элементами скульптурной резьбы явились новые мотивы: гибкая лоза с гроздьями винограда, связки плодов лопнувшего граната, яблок, груш, инжира, небольшие венцы-короны, крупные цветы «цироты», листья аканфа.


Колонка иконостаса
Мастерская Оружейной палаты

Москва
Вторая половина XVII века
Дерево, левкас; резьба, золочение

Изразец с асимметричной изобразительной композицией на основе растительных (цветочных) мотивов, часть зеркальной композиции. Композиция имеет восточные корни и может быть соотнесена с узорами на тканях (в XVI–XVII веках бархат, атлас и другие ткани из Ирана, Турции, Италии, как правило, имели похожий растительный узор) и на расписных изразцах, особенно иранских и турецких. На Востоке цветы были наиболее распространенными сюжетами рисунков на тканях и изразцах; не случайно в Московии любили рельефный турецкий бархат с «изразцовым» («кафельным») рисунком.



Изразец рельефный

Из декора колокольни церкви Троицы в Зубове
Москва, конец 1680-х
Эмали цветные, глина красная; формовка, роспись, обжиг

Made on
Tilda